…В начале летнего сезона 2008 года у нас появилась идея поиска бюста Ленина, который был неудачно затоплен Александром Малышевым за год до этого с целью его последующей переустановки. Предположительно бюст должен был находиться на самой глубокой точке карьера Лазурный около буя Вотякова Сергея. Была произведена серия погружений на глубину до 65 метров, основная масса которых была выполнена Поляковым Максимом, а также мной — Смолиным Анатолием и Цебенко Сергеем. В результате обследована глубокая часть карьера, а также прилегающие свалы, полки и полянки. Бюст как в воду канул. Владимир Ильич и при жизни отличался любовью к конспирации. Почти отчаявшись найти бюст, неожиданно получаем информацию от коллег по цеху о том, что Ленин давно обнаружен тов. Жиляковым Александром в другой части карьера со стороны плата Митряева. Эти сведения подтверждались также Машиным Владимиром, который нырял на той стороне и лично видел Владимира Ильича. Причем тов. Жиляков Александр утверждал, что неоднократно устанавливал бюст на камень, но тот таинственным образом исчезал и обнаруживался при следующих погружениях в стороне от места установки. Что было тому причиной трудно сказать, но тем не менее, местонахождение тов. Ленина было установлено. И в очередной выезд клуба «Посейдон» на карьер мы установили палатку со стороны плата Митряева
Готовлюсь к погружению основательно: алюминиевая спарка с нормоксическим Tx 18/35, забитая до 200 bar, 10-л стейдж с 58-м найтроксом тоже 200 bar для декомпрессии, сухой костюм с поддувом от отдельного баллона с аргоном, сухие перчатки и изюминка – памперсы для взрослых. Одеваясь дал повод позубоскалить группе поддержки. Палатка чуть не упала от хохота. На левой руке VR3, на правой слейт с аварийными планами и suunto vitec в режиме gauge.
Наконец в воду. Присоединяется мой товарищ по сегодняшнему погружению Цебенко Сергей. Еще два дайвера,- Сергей Фрош и Венгин Алексей будут нас страховать на меньшей глубине. По поверхности отходим от берега, нам нужна первая полка на 20 метрах., на ней ориентиры для точного выхода на затопленный автомобиль « москвич», который « припаркован» на глубине 55 метров. Тов. Ленин где-то рядом.
Шипение воздуха из инфлятора, погружаемся. Короткая остановка, осматриваю Сергея, он меня, обмен сигналами ОК. пошли дальше. Вот первая полка, справа палатка, поворачиваем влево. Навстречу идет группа дайверов во главе с Мелкозеровой Натальей. Дайверы идут около дна, поднимая за собой густой шлейф мути. Красиво. Замечаю отдельно лежащее лобовое стекло от « москвича», пора. Оглядываюсь назад, сигналы ОК. Сергей рядом. Начинаем спуск по крутому свалу в темноту. Дневной свет потихоньку меркнет, нас окружают густые сумерки. Мутновато. Взгляд на компьютер – 45 метров. Ищу глазами «москвич», ага – вот и он. Размытые очертания приобретают четкость. Оставляю его слева и иду дальше. Вот и дно, свал кончился. Зависаю. Контроль приборов: 59 метров, 6 мин, в спарке 180 bar, одна минута до деки, температура +3. Сергей слева и чуть выше. ОК. Начинаем поиск. Включаю фонарь. Бело-голубой луч напоминает меч джедая. . поворачиваю влево, тихонько гребу ластами. «Ленин, ты где?». А! Вот и он! Лысая голова сверкает в свете фонаря. Спрятался в камушки, лежит на правом боку. Выключаю фонарь – больше не нужен. Разворачиваю буй с петлей-удавкой. Подходит Сергей, пытается поставить бюст ровно, чтобы удобней было накинуть петлю. Ленин переворачивается и падает, поднимая здоровенный клуб мути. Свои руки, однако, вижу. Пытаюсь накинуть петлю, Сергей помогает. Справились. На найтроксном регуляторе дополнительный шланг поддува с присоединенным инфлятором. Достаю его и засовываю в буй, начинаю надувать. Осторожно, так, чтобы не поставить регулятор на free flow. Конструкция, предложенная Мелкозеровым Сергеем, оказалась удачной. Работать удобно. Лифт тянет вверх, еще немного, все, пошел. Переворачиваюсь на спину, провожаю Ильича глазами. Бедняга, за год полная сатурация, как же он наверх без декомпрессии? Уходящий вверх лифт и четкий профиль Ленина на светлом фоне образует фантастическое зрелище. Смотрю на компьютер – ого!- 25 минут деки настукало, вроде бы возились недолго. Пора наверх. Короткие глубинные остановки, хочется еще погулять, но нельзя. Долгие минуты декомпрессии развлекаемся с Сергеем, складывая башенки из камней и разглядывая страхолюдную козявку на дне. Наконец все, выходим. В палатке нас ждет горячий чай с бутербродами, а затем фотосессия.
Автор: Анатолий Смолин